-->

Стеклянная гармоника

Кадр из мультфильма «Стеклянная гармоника»

 ► 

По сказке Лазаря Лагина. Для взрослых.
О том, как власть и алчность растлевают людей, и о духовном возрождении, которое приносит Искусство.
“Хотя события фильма носят фантастический характер, авторы хотели напомнить о безудержной алчности, полицейском произволе, разобщённости и озверении людей, царящих в современном буржуазном обществе.”
Давным-давно один мастер изобрёл чудесный музыкальный инструмент и назвал его Стеклянная гармоника. Звуки этого инструмента настраивали слушателей на высокий образ мыслей и побуждали к прекрасным поступкам. Однажды во время странствий мастер оказался в городе, жители которого находились под властью Жёлтого дьявола.
В фильме использованы образы классического искусства и работы старых мастеров — Босх, Пентуриккио, Магрит, Дюрер и других.
Долгое время был запрещён к показу советской цензурой.
Союзмультфильм
1968 год
Продолжительность: 19:38
Смотреть · YouTube


«Стеклянная гармоника» — это аллегорический мультфильм о судьбе искусства. Он строился на превращении образов мировой живописи. Игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта и город вновь становился скопищем уродов, до того, пока через много лет туда не приходил новый музыкант со стеклянной гармоникой. Люди, заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, гротесковые уродливые физиономии средневекового искусства — Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в прекрасные лики с полотен художников эпохи Возрождения: Дюрера, Пинтуриккио и Эль Греко. Аллегорично и музыкальное пространство мультфильма, созданное Альфредом Шнитке в манере полистилистики со звуковой опорой на зашифрованную нотным способом фамилию И. С. Баха — тему BACH (B-A-C-H).
По сюжету мультфильма в город, чьи жители стали развращёнными уродами с жаждой денег, символом чего стала одна единственная золотая монета в руках изворотливого бюрократа, прибывает музыкант со стеклянной гармоникой. Любовь к деньгам сделала жителей чудовищами, но мелодия стеклянной гармоники возвращает людям гуманность, и они вновь обретают свой прежний облик. Первым делом они восстанавливают разрушенную ими же ранее башню с часами.


Сразу после выхода мультфильма «Стеклянная гармоника», он был замечен советской цензурой. Цензура заставила авторов сделать объяснение для зрителей, в котором было бы сказано, что речь идёт о буржуазном обществе. Авторский коллектив согласился на эти условия, но мультфильм всё равно запретили к показу.
Предполагается, что особое недовольство вызвал именно образ «человека в котелке», персонажа картин Рене Магритта, который властвует над «городом жёлтого дьявола».
Когда фильм наконец-то разрешили к показу, не нашлось плёнки на тираж, поэтому премьера вновь была отложена.

После демонстрации мультфильма «Стеклянная гармоника» на показе «Восточноевропейские истории» («Eastside Stories»), состоявшегося рамках Штутгартского фестиваля анимационных фильмов в 2004 году художественный руководитель фестиваля Ульрих Вегенаст назвал мультфильм актуальным и на сегодняшний день:
„Этот фильм, использующий работы Босха и Дюрера, резали и уродовали, цензура его многократно запрещала. Но, несмотря на то, что «Стеклянная гармоника» сделана почти 40 лет назад, картина смотрится необыкновенно актуально. Тема о том, как власть и алчность растлевают людей, к сожалению, совсем не устарела…”

Сюжет мультфильма «Стеклянная гармоника» многим схож с сюжетом мультфильма «Жёлтая подводная лодка» режиссёра Джорджа Даннинга. Что примечательно, оба мультфильма снимались одновременно в 1968 году, поэтому авторы не могли видеть работы друг друга ранее. Режиссёр мультфильма «Стеклянная гармоника» Андрей Хржановский вспоминает:
„О мультфильме «Жёлтая подводная лодка» я узнал из случайной публикации, когда он только ещё снимался. В ней было пересказано его содержание. Я понял, что он один к одному совпадает с сюжетом фильма, который снимал я, — «Стеклянная гармоника». Это был мультфильм о приходе музыканта (в моём случае) в мир, ему противоположный, и о том, что из этого получается.”


Над фильмом работали:
Режиссёр: Андрей Хржановский
Сценарий: Геннадий Шпаликов
Редактор: Аркадий Снесарев
Оператор: Е. Ризо
Звукооператор: Георгий Мартынюк
Монтажёр: М. Трусова
Директор картины: А. Зорина
Художники: Анатолий Абаренов, Дмитрий Анпилов, Гелий Аркадьев, Галина Баринова, Яна Вольская, Юрий Кузюрин, В. Морозов, Леонид Носырев, Анатолий Петров, Валерий Угаров
Музыка: Альфред Шнитке
Художники-постановщики: Юло-Ильмар Соостер, Юрий Нолев-Соболев